Словари Онлайн

Санскрит

. - В основе этого термина лежит древнеиндийская форма samskrtam. Традиционное произношение брахманов ставить слог ri на месте древнего слогового r, и форма Санскрит попала в Европу именно в таком традиционном произношении. Значение древнеиндийского samskrtam или samskrta до сих пор еще вполне точно не установлено; обыкновенно толкуют термин Санскрит как составленный (искусственный), украшенный, освященный (язык свящ. литературы), образованный (в смысле культурном) язык. В общем употреблении под этим термином разумеют язык древних индусов, на котором они говорили и писали за нисколько веков до Р. Хр. При этом употреблении разные диалектические и хронологические разновидности, замечаемые в общем составе древнеиндийского языка, оставляются без внимания. Санскрит называют и язык древнейшего памятника индийской (и индоевропейской) литературы - Ригведы и вообще веды, и язык позднейшей, искусственной, художественной индийской литературы - язык эпических поэм в роде Махабхараты и Замаяны, драм Калидасы и др. Индийские ученые понимали под термином samskrta bhasha только позднейший, нормированный грамматиками искусственный или классический книжный язык, получивший право гражданства в эпоху индийского средневековья (от 600 г. до Р. Хр.), и отличали его от bhasha просто, т. е. живой, разговорной речи. Древнейшей формой древнеиндийского языка является язык ведь (2000 - 1500 лет до Р. Хр.) или ведийский (ведаический) С., как принято называть его в европейской науке, в отличие от Санскрит классического. Ведийский Санскрит отличается от классического не только большим богатством и разнообразием грамматических форм, но и несомненными чертами языка более живого, свободно развивающегося, но столь стесненного литературной и книжной традицией. Тем не менее и ведийский Санскрит не может быть признан вполне чистым и неприкосновенно сохранившим древнейшие черты древнеиндийского языка, каким он должен был быть в эпоху создания вед и самой древней из них - Ригведы. Не смотря на благоговейное отношение к чистоте и целости священных текстов, эти последние не могли избежать общей участи всех литературных памятников, передаваемых путем изустного предания из глубокой древности в позднейшие эпохи с другим строем языка: они подверглись значительному подновлению. Постепенное преобразование ведийского Санскрит в этом направлении было завершено учеными редакторами вед, давшими этим памятникам окончательную внешнюю группировку в виде дошедших до нас самхит или ведийских сборников. Подновление коснулось главным образом фонетической стороны (так назыв. сандхи), но и здесь не было проведено последовательно. Нередко встречаются архаизмы, сохранившиеся потому, что их неправильно понимали, Замечается даже влияние среднеиндийских диалектов и чужих языков, снабдивших ведийский Санскрит несколькими заимствованиями, сразу обличающими свое неарийское и неиндоевропейское происхождение. То обстоятельство, что веды сохранялись в одном сословии - среди жрецов, заставляет предполагать, что ведийский С., несмотря на отсутствие определенной ученой или книжной нормировки, должен был все-таки разниться от живого народного языка и представлять большую неподвижность и искусственность, характеризующую языки книжные и поэтические. На это указывает употребление форм, принадлежащих разным историческим периодам, ошибочное употребление некоторых форм, образование неправильных форм и тому подобные особенности, свидетельствующие об известной искусственности языка. Древнейший вид ведийского Санскрит находим в Ригведе, которая, однако, неоднородна в языковом отношении, представляя в некоторых своих частях более древнее состояние языка, а в других (10-я книга) - более новое, являющееся переходной ступенью к языку еще более поздних ведийских сборников (самхит). В послеведийскую эпоху ведийский санскрит еще более расходится с живыми говорами, оставаясь более или менее неподвижным, в то время как они беспрерывно развиваются. Уже другие веды представляют более новый язык, характеризуемый лексическими неологизмами, исчезновением разных старых форм, более частым появлением l на месте общеарийского r и т. п. Прозаическая ведийская литература брахман и жертвенных формул Яджурведы хотя и представляет более новую стадию языка, чем Ригведа, но в то же время сохраняет и некоторые древние черты, которых уже нег в других, более древних памятниках. Здесь сказывается обычное разливе прозаического языка от поэтического. В следующем по времени слое литературных памятников ведийского периода - араньяках, упанишадах и сутрах - наблюдается уже, в общем тот строй языка, который был закреплен классической грамматической школой инду совершенн. Своеобразен только стиль сутр, отличающийся отсутствием связной и периодической речи и господством отрывистого, сжатого синтаксического строя. В грамматике Панини (около 300 до Р. Хр. ?). канонизована форма языка, близкая языку сутр. Позже является и термин samskrta - "правильно изготовленный, совершенный, законченный", в отличие от prakrta - "плебейский, народный". Выражение это у старых грамматиков еще отсутствует и впервые встречается в Рамаяне. Употребляясь первично для одних сакральных целей, Санскрит брахманов получил светское потребление только в позднейшую эпоху. Уже сакральная ведийская литература приняла в себя некоторые первично светские произведения. Светская литература на Санскрит началась уже за несколько столетий до появления грамматики Панини. Древнейшим ее памятником является Рамаяна, к стилю и языку которой примыкает и Махабхарата. Хотя грамматика уже процветала в эпоху появления этих эпических поэм, язык их в довольно многих отношениях уклоняется от правил грамматики Панини (особенности эпического Санскрит см. Bohtlingk, "Berichte der sachs. Gesellschaft der Wissensch. ", phil. hist. Classe, 1887; "Zeitschr. d. deutsch, Morgenl. Gesellsch.", т. XLIII, стр. 53 и сл.; Holtzmann, "Grammatisches aus dem Mahabharata", Лпц., 1884). Язык эпоса носит более народный характер, чем язык собственно классической санскр. литературы, примыкающей к Рамаяне. Характерные черты этого "классического" Санскрит - точность и сжатость стиля, рядом с строгой нормировкой языка, согласно грамматическому канону Панини и других представителей индийской грамматической школы. Тем не менее разница между грамматической теорией и литературной практикой постоянно дает себя знать. Целый ряд форм и синтаксических конструкций, встречаемых у грамматиков, не может быть доказан примерами из литературного употребления - и обратно, возникают особые метрические поэмы (кавья), имеющие целью демонстрировать употребление таких архаических или теоретических форм. Еще большую степень зависимости от грамматики обнаруживают произведения классической санск. прозы, в которой легче было соблюдать строгие правила индийских грамматиков, благодаря отсутствию метра. В общем Санскрит позднейшей "классической" литературы гораздо беднее формами, чем ведийской С., хотя поздние авторы и стараются иногда блистать своей книжной грамматической эрудицией, пытаясь воскрешать те или другие архаизмы. B классическом Санскрит заметно и влияние народных диалектов. Лексические заимствования из народных диалектов были довольно многочисленны и вносили в Санскрит среднеиндийские фонетические особенности. Иногда среднеиндийские слова, на основании звуковых отношений, подмеченных между Санскрит и среднеиндийским, подвергались переделки на Санскрит лад. В еще более поздние времена в Санскрит проникали и влияния новоиндийских языков, дающие себя знать как в надписях, так и в литерат. памятниках. Кроме того в Санскрит можно открыть и довольно частые влияния туземных языков Индии, главным образом дравидических. Сношения с иранскими странами внесли несколько заимствований не только из древнеперсидского, но и из новых иранских языков. Сношения с греками, начавшиеся с похода Александра Македонского в Индию, внесли немало греческих заимствований, особенно в математическую и астрономическую терминологию. Магометанские завоеватели принесли с собой арабские и позже турецкие слова, а с XVI в. начинают появляться и заимствования из европ. языков. Географическое распространенно Санскрит в разные эпохи различно. Санскрит Ригведы употреблялся только в СЗ Индии; в эпоху других ведийских сборников и брахман Санскрит уже распространившиеся в верхней долине Ганга, так назыв. Мадхьядеше (между пустыней на З и слиянием Ганга и Джамны на В). Во II в. до Р. Хр. вся страна между хребтами Гималаев и Виндхья, так назыв. Арьяварта, считается родиною "правильного" Санскрит Еще раньше Санскрит распространился дальние на Ю, на Деканское плоскогорье, где он употреблялся на ряду с туземными, дравидическими языками, щедро черпавшими из него в свой лексикон. Позже Санскрит проник и на Цейлон, где оказал заметное влияние на сингалезский язык, затем на Малайский архипелаг, Яву, Борнео и даже на Филиппинские острова. Около начала нашей эры Санскрит проник и в дальнюю Индию, где уже во II в. по Р. Хр. находим, как это видно из Птолемеевой географии, индийские географические названия. В IV в. там же (в царстве Чампа) начинают появляться надписи на С., употребляемом для этой цели до XII в., когда его совершенно вытесняет местный язык. В Бирме и Сиаме санскр. надписи не встречаются, но присутствие заимствований из Санскрит в составе туземных языков свидетельствуют о влиянии Санскрит и в этих странах. Благодаря буддизму, знание Санскрит и литературные памятники на нем проникают в Средн. Азию, Тибет, Китай, Японию. Общая судьба его вне Индии - смешение с местными языками и исчезновение. Что касается Арьяварты, то употребление Санскрит здесь ограничивалось главным образом высшими сословиями и прежде всего жрецами-брахманами. Употребление пракрита в драме для речей женщин и действующих лиц из народа, в то время как боги, цари, жрецы и придворные говорят на С., указывает на употребление Санскрит только верхними слоями индийского общества. Это же употребление Санскрит в драме свидетельствует, однако, о том, что низшие слои общества хотя и не говорили на нем, но понимали его. Из употребления пракритских диалектов в правительственных указах, высекавшихся на камнях и скалах, и в буддийской священной литературе следует заключить, что народу среднеиндийские диалекты были во всяком случае, лучше понятны, чем аристократический Санскрит Выли попытки употреблять Санскрит у северных буддистов, но они были неудачны и представляли смесь пракрита с Санскрит В более поздние эпохи с Санскрит соперничают языки завоевателей Индии - сначала персидский, потом английский. Суживали употребление Санскрит и возникавшие новоиндийские литературы. Уже в Х в. влияние новоиндийских языков дает себя чувствовать в языке надписей. В XII в. возникает литературы на новоинд. языке хинди. Знавшие С., как ученый язык, говорили и на другом, более живом, народном языке. Значение Санскрит для индийской духовной культуры может быть сравнено с значением латинского в средние века или древнееврейского у современных евреев. До сих пор, однако, в Индии говорят и пишут на С., употребляя его и для обыденных нужд и потребностей. Научное значение Санскрит для сравнительной грамматики индоевропейских языков весьма велико, хотя в последнее время ученые уже отрешились от того представления об исключительной древности и важности С., которое господствовало в европейской науке в течение более чем полустолетия, после основания сравнительной грамматики Фр. Боппом. Как индоевропейский язык, формы которого сохранились из очень древней эпохи, благодаря особо тщательной изустной традиции и раннему развитию в Индии грамматического знания, Санскрит дает отличный критерий при сравнительноисторическом анализе отдельных индоевропейских языков, особенно своим формальным строем, сохранившим древние индоевропейские черты гораздо лучше, чем формальный строй остальных индоевропейских отдельных языков, не исключая и литовского. Но так хорошо сохранил Санскрит древний звуковой состав индоевропейского праязыка, особенно в области вокализма, где преимущество приходится отдать греческому (индоевр. гласные а, е, о, а, е, о, сохранившиеся в греческом, в Санскрит совпали в одном гласном а, а, дифтонги ei, ai, oi, en, au, оu, большею частью также сохранившиеся в греческом, в Санскрит дали долгие гласные е и о и т. д.); напротив, консонантизм Санскрит архаичнее в некоторых отношениях, чем консонантизм любого другого индоевроп. языка (С. один сохранил в целости древние аспираты, глухие и звонкие: ph, th, kh, bh, dh, gh, подвергшиеся разным изменениям в других языках). Ближайшими родичами Санскрит являются иранские яз. Вместе с ними Санскрит и его потомство - среднеиндийские и новоиндийские языки - образуют арийскую группу, принадлежащую, как и литво-славянские языки, также очень близкие к Санскрит (хотя и в меньшей степени, чем иранские), албанский и армянский, к восточной группе индоевроп. языков (так назыв. языки satem). Современный индийский алфавит - семитического происхождения. Его прототип восходит к арамейскому (месопотамскому) алфавиту и был перенесен в Индию около 800 г. до Р. Хр., где он с большой тонкостью был приноровлен индийскими учеными к индийской звуковой системе. Древнее имя этого алфавита - Брахми (Brahmi). Существование письма в эпохи, следующие за вышеозначенным годом, доказывается свидетельством древних законников, канонической литературой буддистов и джайнов, Рамаяной и рассказами греческих путешественников (Мегасоена). наднис Древнейшие письменные памятники - на Санскрит и царя Ашоки (Пиядаси), высеченные на скалах и столбах около половины III в. до Р. Хр. Их распространение указывает на знакомство с письмом от крайнего С до крайнего Ю Индии. Алфавит Брахма является здесь уже в позднейшей фазе развит. так назыв. Маурья. Рядом были и другие типы алфавита, из которых особого внимания заслуживает так назыв. Кхароштхи (Kharoshthi), заимствованный прямо из арамейского и переделанный под влиянием Брахми. Кхароштхи попал в Пенджаб вероятно во время господства над ним Ахеменидов. Он употреблялся здесь еще в течение первых веков христианской эры, но в прочих частях Индии почти не встречается. Фонетически он менее точен, чем Брахми, и пишется справа на лево, как семитические алфавиты, тогда как Брахми представляет обычный европейский порядок письма (слева на право). Черты современного письма, так назыв. деванагари, могут быть прослежены по памятникам до глубокой древности. Сначала, по-видимому, письмо служило практическим целям: литература духовная и светская долго сохранялась путем изустного предания, да и до сих пор гимны и эпические поэмы в Индии заучиваются и читаются на память. Когда применено было письмо к закреплению литературных памятников - сказать нельзя. Панини знал о существовании письма, но ничего не говорит об употреблены его для ученых целей. Его грамматика допускает вполне возможность изустного заучивания и передачи. Знакомство европейских ученых с Санскрит могло начаться лишь с открытия морского пути в Индию. Первые известия о знакомстве европейцев с Санскрит принадлежат второй половине XVI в. В 1559 г., в Гоа, миссионеры, при помощи одного брахмана, перешедшего в христианство, знакомятся с философской и теологической литературой индусов и устраивают с брахманами религиозные диспуты. Итальянец Филиппо Сассетти, проживший в Индии 5 лет (1583 - 88), сообщает в письмах на родину (напечат. только в 1855 г.) о языке "Sanscruta", его особенностях, составе азбуки, и даже о сходстве его с европ. языками. За ним следует ряд миссионеров, изучавших Санскрит и новоиндийские языки в просветительных целях и сообщавших, в своих донесениях, довольно подробные сведения о Санскрит и инд. литературе. Roberlus de Nohilibus или Roberto de Nobili (1620) отлично изучил Санскрит и дравид. языки; он носил даже одежду брахмана, исполняя все предписания и обряды этой касты. Гейнрих Ром (1664) сообщил в Европу (знаменитому иезуиту Афанасио Кирхеру) первый образчик Санскрит алфавита. Немец Ганкследен (Hanxleden, в Индии с 1699 до ум. 1732) первый составил Санскрит грамматику и малабарско-С., португальский словарь, оставшиеся в рукописи. Первым европейцем, напечатавшим Санскрит грамматику (1790), хотя и плохую, был татке миссионер - Paullinus a Sancto Bartholomaeo. Главная заслуга в деле ближайшего ознакомления Европы с Санскрит принадлежит англичанам. Чарльз Вилькинс перевел ряд памятников индийской литературы и написал лучшую в свое время санскр. грамматику (1808). Он же первый начал печатать в Европе целые санскр. тексты подлинным Санскрит шрифтом, знаки которого сам вырезал и отлил. За ним последовали: Вильям Джонс (1746 - 94), переводчик и издатель ряда индийских текстов, впервые провозгласивший гипотезу об общем происхождении С., латинского и греч. языков из одного общего, более уже не существующего языка; Генри Томас Кольбрук (1765 - 1837), считающийся по праву основателем индийской филологии в научном смысле слова; Вильсон, составитель первого Санскрит словаря (1819), и др. В начале нынешнего столетия изучение Санскрит переходит от англичан к немцам, надолго сохранившим первенствующую роль в этой области. Значение Санскрит для науки определяет Фр. фон Шлегель в своей знаменитой книге: "Uober die Sprache und Weisheit der Indier" (1808). Фр. Бопп кладет основание сравнительно-грамматическому изучению С., издает тексты, глоссарии, лучшую надолго грамматику Санскрит В 1819 г. прусское правительство открывает кафедры Санскрит в своих университетах. Их занимают Бопп в Берлине и Авг. Вильг. фон Шлогель в Бонне. Последний является учителем целой школы санскритистов, среди которых имеются такие имена, как, Хр. Лассен и О. Н. Бетлинг. В 1827 г. берлинск. королевская библиотека кладет скромное начало своему, в настоящее время громадному собранно Санскрит рукописей, второму в свете после коллекции британского музея, последующего развития индийской филологии вообще и изучения Санскрит в частности носит уже характер специализации. До начала 40х годов предметом изучения является почти исключительно классической Санскрит и писанная на нем литература. С 40-х годов идет и разработка ведийского С., начатая Фридр. Розеном, Бюрнуфом, Рудольфом Ротом и Бенфеем, Максом Мюллером и продолжаемая Альбр. Вебером, Мартином Гаугом, Гейнрихом Грассманом, Альфр. Лудвигом, Берт. Дельбрюком, Абелем Бергенем, Гарбе, Кеги, Гельднером, Пишелем, Линднером, Циммером, Ольденбергом, Кильгорном фон Шредером, американцами Витни, Лэнмэном, Блумфильдом и др. Классическим С., кроме представителей старого поколения немецких санскритистов - Брокгауза, Ад. Фр. Штенцлера, Гильдемейстера, Боллензена, О. Н. Бетлинга, - занимались и занимаются Г. Бюлер, Кильгорн, Пишель, Б. Либих, О. Франке, Т. Цахариэ, Гольцман, голландцы Керн и Спейер и др. Лучшие грамматики Санскрит принадлежат Витни (нем. перев. Циммера: "Indische Grammatik", Лпц., 1879; 2 изд., 1889) и Як. Вакерyагелю ("Altindische Grammatik. Т. I, Фонетика", Геттинген, 1896). Первая имеет характер чисто описательный и дает превосходный подбор богатого материала для практического ознакомления с языком; вторая, основанная на глубоком изучении громадной литературы по грамматике С., дает самое полное и самое лучшее сравнительно-историческое предствление о Санскрит Особенного внимания заслуживает введение о Санскрит вообще, к которому и отсылаются читатели, желающие более подробных сведений о Санскрит На русском яз. имеется "Руководство к изучению С.", проф. В. Ф. Миллера и О. М. Кнауэра (для начинающих, СПб., 1891). Из словарей монументальный характер имеет так наз. "петербургский" словарь Санскрит немецкий, Бетлинга и Рота, изд. нашей академией наук в двух видах, полном (1853 - 75) и сокращенном (1870 - 89). На этом словаре основан ручной (С.-нем.) словарь Каппеллера (Страсб., 1887), вполне пригодный для первоначальных занятий Санскрит Отличный ведийский словарь принадлежит Грассману ("Worlerbuch zum Rigveda", Лиц., 1873 - 75). Хороший сравнительноэтимологический словарь дал Уленбек ("Kurzgefasstes etymologisclies Worterbuch der altindisch. Sprache", Амстерд., 1898 - 99), автор сравнительной фонетики Санскрит (голл. и англ. изданbt, 1898). Прочая литература: грамматики и первоначальные руководства - Bonfey, "Handbuch d. S. Sprache: Gramm., Chrestom. und Glossar" (Лпц., 1852 - 54); его же, "Kurze S. Grammatik" (Лпц., 1855); Bergaigne, "Manuel pour etudier la langue sanscrite. Chrestom., lexique, principes de gramm." (П., 1884); Boller, "Ausfuhrl. S. Grammatik" (Вена, 1847); Fr. Ворр, "Ausfuhrl. Lehrgebaude d. S. Sprache" (Б., 1827); его же, "Grammatica critica linguae S." (изд. 2-е, Б., 1832); его же, "Kritische Gram. d. S. Sprache" (4 изд., Берл., 1868); Borooah, "Comprehensive grammar of the S. language, analytical, historical and lexicographical"; его же, "Higher S. grammar" (Калькутта, 1879); Buhler, "Leitfadon f. den Elementarcursus d. S." (Вена, 1883); Colobrooke, "Gramm. of the S. lang." (т. 1, Кальк., 1805); В. Dolbruck, "Altindische Syntax" (Галле, 1888); Desgranges, "Grammaire S.-franеaise" (Пap., 1845 - 47); Edgren, "Compendious S. grammar w. sketch of scenic prakrit" (Лонд., 1885); Giussani, "Principii della grammalica S. " (Турин, 1868); Kale, "Higher S. grammar" (2 изд., Бомбей, 1898); Kellner, "Elementargrammatik d. S. Sprache" (Лпц., 1868, 3 изд., 1885); Kielhorn, "Grammar of the S. lang." (Бомбей, 1870, 4 изд. 1896), нем. издание (Б., 1888); М. Muller, "Sanskritgrammar" (Лонд., 1866, 2 изд., 1870; нем. изданы, Лпц., 1866); его же; "S. grammar for beginners" (Л., 1886); Nazari, "Elementi di gramm. S. " (Турин, 1892); Perry, "S. primer based on Buhler's Leitfaden" (Бостон, 1886; 3 изд., 1892); Speyer, "S. syntax" (Лейден, 1886); его же, Vedischу una S. syntax" (Страссб., 1896, из Бюлеровского "Grundriss d. indoarischen Philologie"); Stenzler, "Eicinontarbuch der S, Sprache" (Бреславль, 1868; 6 изд. Пишеля, 1892); Vaskoncellos, "Corso do lilterat. e lingua o. class, e vedica" (Лиссабон, 1881 - 89); Westergaard, "Kortfattet S. formlare" (Копенгаген, 1846); Whitney, "Die Wurzeln, Verbalformon u. primaren Slamme d. S. Sprache" (Лпц., 1885); Monier Williams, "Practical gramm. ofthoS. lang. * (Оксфорд, 1877, 4 изд.); Wilson, "Introduction to the gramm. of the S. lang." (Л., 1841; 2 изд., 1847). Словари и глоссарии: Apte, "Practical S. engl. dictionary" (Пуна, 1890); его же, "The student's S. engl. diction." (Пуна, 1890) и "The students engl.-S.dict." (Пуна, 1884; 2 изд., Бомбей, 1893); Benfey, "S. engl. diction., w. etymologies and comparisons of cognate words in greek, latin, gothic and anglo-saxon" (Л., 1866); Ворр, "Glossarium sanscritum" (Б., 1830; 3 изд. 1867); Borooah, "Practical engl. S. diet. " (Калькутта, 1877 - 81; лучший англ. Санскрит словарь); Burnout et Leupol, Dictionnaire classique S. francais" (П., 1865); Macdonell, "S. engl. dictionary" (Л., 1893); Prinsep, "English and S. vocabulary" (Лонд., 1847); Vaidya, S. Ramch, "Standard S. engl. diet. " (Бомбей, 1889); Monier Williams, "Sanscritengl., dictionary, etymologically and philologically arranged, with special reference to week, Latin, Gothic, German, Anglo-Saxon etc." (Оксфорд, 1872). Монографии: Delbruck, Das altinaische Verbum aus den Hymnen des Rigveda" (Галле, 1874); его же, "Altindische Tempuslehre" (Галле, 1876); O. Franke, "Was ist Sanskrit?" ("Bezzeaberger's Beitrage zur Kunde der indogerm. Sprachen", т. XVII); его же, "Die indischen Genusregeln" (Киль, 1890); его же, "Grammatik des klassischen S."; Lanman, "On noun-inflection in the Veda" (Нью-Гавен, 1880); Lindner, "Aitindische Nominalbildung" (Иена, 1878); Reuter, "Die altind. Nominalcomposita" (т. I., Гельсингфорс, 1891); Sorensen, "Om S. stilling" (Копенгаген, "Mem. de l'Acad.", Ill, 1894); Zachariae, "Die indischen Worterbucher" (Страсбург, 1897, в "Grundriss" Бюлера) и "Beitrage zur indischen Lexicographie" и т. д. Важнейшие из других, более мелких статей указаны у Вакернагеля, в цитированной выше его грамматике. Санскрит Булич.

Санскрит краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Санскрит - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Санскрит - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Санскрит - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Санскрит - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Санскрит - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Санскрит
Ваше имя:                     Код (для знающих):