Словари Онлайн

Библейские манускрипты

. Дошедшие до нас библейские манускрипты различны по своему характеру, объему и древности. Одни - codices ecclesiaslici - содержат лишь избранные церковные чтения из Евангелия (evangelistaria) или из других церковных книг (lectionaria). Другие содержат текст в его естественном непрерывном порядке - codices textus perpotui. В одних содержится только греческий текст - codices puri, в других греч. текст помещается вместе с переводом на другой какой-нибудь язык, напр. латинский (cod. graecolatini), или разного рода толкования эти наз. cod. mixti. Такие пергаменты, на которых, вместо первоначального свящ. текста - стертого или смытого, был написан текст какого-нибудь другого сочинения, но потом свящ. текст был возобновлен и прочитан - называются палимпсестами. Кроме евангелистариев и лекционариев, в состав критического аппарата вошло теперь более 900 манускриптов. Манускриптов первых трех веков до сих пор не найдено ни одного; древнейшие манускрипты относятся к IV веку; самые поздние к XVI в. Одни манускрипты писаны заглавными буквами - litteris uncialibus; другие - курсивными или малыми - litteris minusculis. Мы упомянем здесь только о самых древн. и важнейших для новозав. текста манускриптах. К числу таких принадлежат манускрипты: Синайский, Александрийский, Ватиканский и манускрипт палимпсест св. Ефрема Сирина. Синайский манускрипт найден на Синае, в монастыре св. Екатерины, лейпцигским профессором К. Титендорфом, в 1859. История открытия и описание манускрипта изложены Тишендорфом сначала в отдельной брошюре, а потом в предисловии к изданию манускрипта. Манускрипт содержит большую часть Ветх. Зав. (другая часть найдена Тишендорфом в 1844 г. и хранится в лейпцигск. университ. библиотеке под названием - codex rriderico Augustanus) и Новый Завет в полном составе, вместе с Посланием ап. Варнавы и книгою "Пастырь" Эрмы. Манускрипт пергаментный, писан заглавными буквами, без ударений и придыханий; слова стоять одно подле другого в тесной неразрывной связи, а не раздельно. Этот манускрипт, древнейший из всех найденных, относится к первой половине IV в. Тишендорф признает, что никакой другой манускрипт не представляет более надежного основания для восстановления свящ. текста. Другие ученые, признавая древность, важность и великие достоинства Синайского манускрипта, несколько ограничивают мнение о нем Тишендорфа. Манускрипт хранится в Спб., в Имп. Публ. библиотеке. Первое издание исполнено с типогр. роскошью под руководством самого Тишендорфа, на средства государя имп. Александра Николаевича в 1862 г., в Петербурге Манускрипт Александрийский подарен в 1628 г. англ. королю Карлу I констант. патриархом Кириллом Лукарисом; хранится в Лондоне, в Британском музее. Он содержит, с значительными пробелами, книги обоих заветов и, кроме того, два Послания св. Климента римского; большая часть второго Послания(подложного) затеряна. Манускрипт называется Александрийским потому, что некоторые полагают, что он писан в Александрии. Манускрипт написан заглав. буквами без ударений и дыханий; письмо сплошное, но иногда конец слова, особенно собственных имен, обозначается черточкою, конец предложения иногда обозначается точкою вверху; отделы начинаются новою строкою или указываются большою начальною буквою. Этот манускрипт принадлежит концу V или к началу VI века. Печатных изданий два: роскошное факсимиле (Лондон, 1786 г.) и обыкновенное (Лондон, 1860 г.). Манускрипт Ватиканский находится в Риме, в Ватиканской библиотеке. Когда и откуда попал туда - неизвестно; но там хранится очень давно. Его относят к половине IV в. и предполагают, что он писан египетским каллиографом. Манускрипт содержит книги обоих заветов; недостает трех пастырских Посланий, послания к Филимону и большей части Послания к евреям. Писан на пергаменте, заглавными буквами, слова стоят нераздельно одно от другого, конец того или другого повествования означается через пустое пространство, шириною в букву или в половину буквы. Другой руке принадлежат некоторые дополнения, по местам придыхания и ударения и подписание больших начальных букв в начале отделов. До открытия Синайского манускрипта Ватиканский считался древнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так как он доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц, и для остальных хранился в тайне. В конце двадцатых годов текущего столетия в Риме было предпринято издание Библии по Ватиканскому списку, под редакцией ученого кардинала Анжело Маи; оно было приготовлено в 1838 г., но замеченные ошибки побудили Рим. курию воспретить обнародование этого издания. По смерти Маи (1854 г.) издание было пересмотрено и опубликовано в 1857 г. в Риме. Это издание все таки было неудовлетворительно в научном отношении. Ученым запросам удовлетворил Тишендорф своим изданием Нового Зав. по Ватиканскому манускрипту: "Novum Testamentum Vaticanum post Angeli Maii oliovumque imperfectos labores ex ipso codice" (edidit Fridr. Const. Tischendorf, Lips., 1867). Манускрипт Палимпсест св. Ефрема Сирина хранится в Парижской библиотеке. Название объясняется его историей. В XII или XIII в. с пергамента стерт был первоначальный текст св. Писания и вместо него мелким шрифтом были написаны некоторые сочинения св. Ефрема Сирина. В таком виде пергамент попал, после падения Константинополя, во Флоренцию, в библ. Медичи, и оттуда в Парижскую библиотеку. В конце XVII в. заметили существование первоначального текста и кое что разобрали. Потом консерватор рукописей Парижской библиотеки К. Гозе, при помощи химических средств, очень многое привел в ясность; но от химических операций пергамент сделался очень тонок и начал просвечивать, и многое в тексте слилось; Таким образом многое оставалось не разобранным и не прочитанным. Только искусству Тишендорфа удалось преодолеть все препятствия; им и издан был, с незначительными пропусками, этот важный памятник, в 1843, в Лейпциге. Манускрипт очень не полон: ветхозав. книги находятся в отрывках, и в Новом Зав. Не достает по крайней мере одной трети. Манускрипт относится к первой половине V века. Кроме этих манускриптов и многие другие имеют важное значение для истории и восстановления первоначального текста свящ. книг. Бизе (Жорж Bizet) - один из даровитейших французских композиторов, талант которого всего ярче высказался в его вceмирно известной опере "Кармен", род. 25 окт. 1838 года в Париже, умер в Буживале 3 июня 1875 г. от болезни сердца. Отец Библейские манускрипты учитель пения, заметя в девятилетнем мальчике необычайные музыкальные способности, поместил его в парижскую консерваторию, в которой Библейские манускрипты считался одним из самых блестящих учеников. Его профессорами были: по теории - Циммерман и затем Галеви (известный автор оп. "Жидовка"), по фортепиано - Мармонтель, по органу - Бенуа. Получив в консерватории последовательно девять конкурсных призов (с 1849 - 1856 г. ), Библейские манускрипты был удостоен в 1857 г. десятого приза (Prix de Rom), связанного с командировкою в Рим на казенный счет, для дальнейшего музыкального усовершенствования. Его первый шаг на поприще оперной композиции был довольно оригинален; в 1858 г. Библейские манускрипты конкурировал на премию знаменитого опереточного композитора Оффенбаха. Победителями на этом конкурсе оказались Лекок и Бизе, два молодых композитора, которые впоследствии пошли совершенно различными путями. Оба они написали одноактные оперетки на либретто: "Le docteur Miracle", исполненные, одна задругой, 8 и 9 апр. 1857 г. на сцене театра "Boulfes parisiens"; обе оперетки никакого успеха не имели. В Италии Библейские манускрипты написал двухактную итальянскую оперу буффа: "Don Procopio", два симфонических отрывка, увертюру (La chasse d'Ossian) и комическую оперу в одном акте (La Gusia de l'Emir). После четырехлетнего пребывания в Италии, Библейские манускрипты возвратился в Париж. В 1863 году он дебютировал в театре "Lyrique" оперой "Les pecheurs de perles" в 3 д., в 1867 г. им была написана четырехактная опера "La jolie fille de Perth". В этих произведениях Библейские манускрипты показал себя знатоком фактуры и инструментовки, но его творчество еще не достигло здесь большой выразительности и сильного вдохновения. Успех этих двух опер в Париже был очень незначительный, благодаря некоторой расплывчатости. Эта расплывчатость была причиной того, что Библейские манускрипты был причислен к разряду последователей Вагнера; такой же участи подверглась его комическая опера "Djamileh". В оркестровой музыке Библейские манускрипты был счастливее. Его симфонические пьесы, музыка к драме А. Додэ: "L'Arlesienne" и увертюра "Patrie" имели вполне заслуженный успех. Хотя Библейские манускрипты и терпел нередко неудачи, но им интересовалась публика. Наконец, в 1875 г. Библейские манускрипты выступил со своей последней оперой "Кармен". Странная участь постигла эту лучшую оперу Б, имевшую лишь посредственный успех при ее появлении на парижской сцене "Operacomique"; такой же успех она имела и в Петербурге на первых представлениях своих в итальянской опере, в 1878 году. В настоящее же время, повсеместный громадный успех ее представляет редкий контраст с ее первыми шагами как заграницей, так и у нас. В этой опере, с наибольшей яркостью, выступил и своеобразный талант Библейские манускрипты Все хорошие качества, который проявлялись в предшествовавших его произведениях в одних лишь намеках, выступили в "Кармен" ярко и обаятельно. В последнем своем произведении Библейские манускрипты является замечательным колористом как в музыке, так и в оркестровке. Его драматически талант, оставлявший многого желать в предыдущих операх, выступил в " Кармен" с большою силою. Сюжет оперы, по своим разнообразным элементам: драматическому, комическому, наконец лирическому, требует таланта весьма разностороннего. Эту разносторонность и выказал Библейские манускрипты очень наглядно в "Кармен". Некоторые партии, в отношении понимания голосовых средств певцов, написаны не вполне удачно; это более относится к заглавной роли и к роли Тореадора, которые требуют голосов исключительных для того, чтобы произвести надлежащее впечатление. Кроме того" главная роль доступна только певице, одаренной драматическими способностями. Как оркестратор, Библейские манускрипты может быть причислен к самым тонким и наиболее одаренным знатокам новейшей инструментовки. Ровно три месяца спустя после первой постановки "Кармен" в Париже, Библейские манускрипты скончался. Кроме перечисленных произведений, Библейские манускрипты написал много роман совершенн. мелких фортепианных пьес, преимущественно программного содержания, как напр. : "Le Depart", "Les Reves", "Les Confidences" "Le Retour", "Trompette et tambour" и пр., транскрипции мотивов мелодии из оп. "Миньон", "Дон Жуана", "Гамлета". Из посмертных произведений; Библейские манускрипты оставил оперу "Ivan le terrible" вполне оконченную, "Genevieve, patronne de Paris", лирическую драму "Le tid" (последние две не окончены). На смерть Библейские манускрипты Массенэ написал оркестровое сочинение, под заглавием: "Lamento", исполненное в концерте, данном в Париже в память Библейские манускрипты вскоре после его смерти.

Библейские манускрипты словарная статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Библейские манускрипты
Ваше имя:                     Код (для знающих):