Словари Онлайн

Каста

(от португальского casta выражающего понятие санскр. термина jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных Каста и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о "кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая обособленность индийских Каста была не всегда так неумолима и строга, как ее изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде Каста несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга. При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического состава (вероятно - еще небольшого) арийского народа ведийских индусов, не было никаких внешних поводов к развитию Каста Не было в Каста необходимости и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе Каста лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая Каста - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины - Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из бедер, а ремесленная Каста - Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) всетаки были неизбежны; по закону Ману, индус может брать себе в жены женщин из своей и из любой низшей касты, но в его Каста остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жен из других низших Каста попадают в презренные смешанные Каста Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых, обособленных Каста Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, "дважды рожденных" Каста - брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к арийскому идеалу красоты. Таким образом, Каста оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания Каста брахманов. Ислам, утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии Каста все-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан туземцев Каста доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер Каста Но число Каста и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.), гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в известной чистоте только одна главная Каста - брахманов. Каста кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых Каста Шлагинтвейта: "Ostindische Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.", XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика Каста См. еще прекрасные статьи Сенара, в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley, "Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes" (Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4 castes according to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa" (Лонд., 1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs, "Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes and tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age" ("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber die Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X, 1868). Туземные известия о происхождении Каста собрал и разобрал Muir: "Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of India" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.

Каста словарная статья в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
Каста - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Каста - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Каста - Словарь иностранных слов
Каста - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Каста - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Каста - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Каста - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Каста
Ваше имя:                     Код (для знающих):