Словари Онлайн
( французский farce, от латинск. farsus - начинка, фарш) - один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной. Фарс смешивали с сотией , но между ними есть разница. Подобно moralite, сотия ограничивалась изображением общих нравственных свойств, отвлеченных характеров и положений. Наоборот, Фарс имеет дело лишь с частными случаями, с событиями маловажными, подчас исключительными, лишь бы они были смешны. Это невинное назначение Фарс позволяло ему иногда обращаться в драматический памфлет, в политическую сатиру, недоступную иным приемам обличения. В зависимости от зрителей, желавших прежде всего комического воспроизведения окружающей среды, содержание Фарс было бесконечно разнообразно: осмеивались крестьяне, их кюре, их ближайшее начальство, шарлатаны-знахари, монахи, солдаты. Речь действующих лиц, индивидуализованная согласно их общественному положению, была хорошо выдержана: мужицкое наречие крестьянина, педантическая латынь ученого, приказный стиль судейских - все было источником бесконечного смеха. Особенно часто разрабатывались мотивы семейных неурядиц. Из множества тривиальных, грубых и ничтожных Ф., относящихся к этому сюжету, выдаются два, где комическое положение не только указано, но получает и развитие; здесь заметно уже начало того движения, которое преобразовало Фарс в комедию. Это - "La cornette" (1545) Жана д'Абонданс, члена братства Базош и королевского нотариуса, и анонимный Фарс "Le cuvier". В первом плутовка жена одерживает верх над родней своего старого мужа, потому что одураченный старик принимает все сообщения о ее поведении за насмешки над ее чепчиком; во второй пьесе муж, под гнетом жены и тещи, исполняет все домашние работы, длинный список которых исчислен на бумаге; на его счастье жена падает в огромную лохань для стирки белья и беспомощно барахтается в ней, пока муж медленно читает ей длинный список, чтобы указать, что в него не включена обязанность вытаскивать жену из лохани; это должно образумить зазнавшуюся жену и восстановить семейное равновесие. Из Ф., осмеивающих военных, известны "Franc Archer de Bagnolet" (долго приписывался Виллону, но не принадлежит ему) и "Les trois Gralarts et Flipot", с знаменитым возгласом трусоватого героя: "Vivent les plus forts"! Самым выдающимся Ф., имеющим даже право на название настоящей комедии нравов и характеров, является знаменитый "Maitre Pathelin", написанный около 1470 г. неизвестным автором, вероятно, парижанином и членом общества Базош, быть может Антуаном де ла Саль или Пьером Бланше. Популярность этого Фарс была так значительна (Рейхлин в Германии подражал ему в своем "Неnnо", в "Scenica progymnasmata"), что многочисленные варианты мешают признать его произведением одного автора. Кажется, этот сюжет разрабатывался еще ранее, в одной швейцарской пьесе XV века. Герой пьесы - адвокат Пьер Пателэн - не имеет клиентов и бедствует вместе с женой, несмотря на все свои плутни. Он надувает мошенника купца, выманив у него кусок сукна, и помогает его надуть пастуху; хитрому мужику Анжеле, обкрадывающему хозяина. Купец привлекает вора к суду, но Пателэн научает своего клиента прикинуться идиотом и на все вопросы отвечать: бэ! Хитрость торжествует - и судья оправдывает вора; но мужик оказывается хитрее продувного адвоката - и на требования гонорара отвечает тем же бессмысленным мычаньем. Мораль буржуазной пьесы - торжество плута над плутом - не высока, но это не прямая беснравственность: это самодовольство грубого здравого смысла, наивная и беззаботная насмешка над обманутыми, характерная для всех Фарс Их веселость вообще груба до невозможности, насмешка подчас жестока, сюжет откровенно неприличен, речь действующих лиц полна сквернословия. Форма Фарс разнообразна: одни состояли из монолога, другие приближались к комедии, третьи состояли из двух-трех диалогов: без всякого развития действия. Неопределенность формы не дает возможности установить ее происхождение. Первые Ф., связанные с макароническими диалогами в конце представлений (их отголосок - в интермедии, заключающей Мольеровского "Мнимого больного"), импровизировались и не были записаны, а с позднейшими рукописями усердно и успешно боролось католическое духовенство. О связи их с фаблио трудно сказать что-нибудь определенное; по мнению Лансона, Фарс "получили в наследство публику, читавшую фаблио; некоторые Ф., быть может около дюжины, происходят непосредственно из фаблио; но слишком много утрачено и Ф., и фаблио, чтобы можно было сделать заключение о взаимном отношении этих двух родов литературы". Нам известно около 120 Ф., но списки их относятся к XVI в., тогда как Фарс игрались уже с XIII стол. К XVI в., через комиков Тюрлюпэна, ГотьеГоргиля и Гро-Гильома (эти псевдонимы талантливых буфов сделались нарицательными названиями постоянных типов), Фарс сближается с легкой комедией, находящейся под влиянием итальянской commedia dell'arte ; но название Фарс сохраняется - и употребляется до сих пор для обозначения легкой комедии с внешним комизмом случайных положений, без притязаний на глубину и широту захвата. Явление вполне сходное с французскими Фарс представляют собою немецкие "масляничные представления" (Fastnachtspiele), из которых к лучшим относятся произведения Розенолюта,. Ганса Фольца, Ганса Сакса. Хотя среди немецких фарсов мы находим Рейхлиновского "Неnnо" - переделку Фарс о Пателэне - однако, невозможно свести их к французскому источнику. Характерные черты немецкого Фарс - те же: стремление возбудить веселость всеми средствами, прежде всего разнузданной сальностью, затем издевательством над разными сословиями, особенно над крестьянином. Ни драматической характеристики отдельных лиц, ни изображения типов, ни последовательного развития действия мы здесь не находим. Богата фарсами испанская литература начала нового времени, куда они введены Хилем Висенте (ум. в 1557 г.); образцовые произведения этого рода даны Сервантесом в его "Entremeses". Итальянские Фарс охарактеризованы в статье Commedia dell'arte. Ср. Petit de Juleville, "Les comediens au moyen age" (1885); "La comedie et les moeurs en France au moyen age" (1886) и "Repertoire comique en France au moyen age" (1886). Из известных нам французских Фарс 72 дошли в рукописном сборнике лаВальера (XVI в.) и 61 - в печатном сборнике британского музея, найденном в 1840 г. в Берлине и переизданном в "Ancien theatre franсais", т. I - III (Bibl. Elzev.). Есть еще копенгагенский сборник (1619), переизд. Picot и Nyrop (1880), и сборник Rousset (1612), "Recueil des farces", изд. в Париже I e Roulx de Lincy et Michel, 1837. "Адвокат Пателэн" издавался множество раз (перв. 1480), в переделках текста или только заглавия ("Le nouveau Patyelin", "La vie et ie testament du Maitre P. Pathelin", "La comedie des tromperies, finesses et subtilites du Maitre Pierre Pathelin" и др.). Новые издания, с вводными статьями и критическим текстом, даны Жофруа-Шато (1853), Женэном (1854), П. Лакруа (1859), Фурнье (1872), который возобновил пьесу на сцене Comedie-Franсaise, где она уже шла в 1706 г. в обработке Brueys et Palaprat. Немецкие Фарс собраны Келлером в "Fastnachtspiele aus dem XV Jahrh." (1853) и "Nachlesе (1858), Зельманом - в "Mittelniederdeutsche Fastnachtspiele" (1885) и др. А Горнфельд.
В других словарях:
Фарс - Большой энциклопедический словарь (БЭС)
Фарс - Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Фарс - Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Фарс - Словарь иностранных слов
Фарс - Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Фарс - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
Фарс - Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Фарс - Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова ...