Словари Онлайн

Гольдони (Карло Goldoni)

- известный итальянский драматург, род. в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Гольдони (Карло Goldoni) занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Гольдони (Карло Goldoni) сочинял трагедии - что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, Гольдони (Карло Goldoni) вступил только комедией "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), за которою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento), "Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Гольдони (Карло Goldoni) навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее он посещал театр французской, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке - вот главные биографические факты за последнее время жизни Г., умершего в Париже в 1793 г. Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся к жанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизни и так ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Locandiera; "Комический театр", Il teatro comico; "Осажденный богач", Il Ricco insidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" и мн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Гольдони (Карло Goldoni) в итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический титул своего "protocomiсо" (как Греция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном и живописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял "чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашли себе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского критика, "театр Гольдони (Карло Goldoni) похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Г., его vis comica, не обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. "венецианских" народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони (Карло Goldoni) вообще немало точек сходства и соприкосновения. В литературном отношении пьесы Гольдони (Карло Goldoni) приобретают особенное значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам Мольера (Г. так и называют итальянским Мольером). В этом создании "комедии характера" и заключается реформа Гольдони (Карло Goldoni) в области итальянской драматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз. четыре "маски", которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Гольдони (Карло Goldoni) заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большею частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным "жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони (Карло Goldoni) недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью". Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному: притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Гольдони (Карло Goldoni) весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом для биографии Гольдони (Карло Goldoni) и истории его литературной деятельности служат его "Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г. под загл. : "Memoires de М. Goldoni, pour servir a l'histoire de sa vie et a celle de son theatre", а год спустя им же переведенные на итальянский язык. Ср. Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di Carlo Goldoni" (Мил., 1827); Luigi Carer, "Saggi sulla vita e le opere di Carlo Goldoni" (Венеция, 1825); Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro comico italiano e del suo Restavratore Carlo Goldoni" (Бассано, 1794); Molmenti, "C. Goldoni" (1875). Подр. разбор некот. комедий Гольдони (Карло Goldoni) см. в "Geschichte des Drama's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статью о нем - в сочинении Simonde de Sismondi, "De la litterature du midi de l'Europe". На русс. язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и "Трактирщица" (старинный перевод кн. Шаховского, под заглавием "Мирандолина"). П. Вейнберг.

Гольдони (Карло Goldoni) краткая биография(статья) в универсальной энциклопедии Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон

В других словарях:
...

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Гольдони (Карло Goldoni)
Ваше имя:                     Код (для знающих):